prospekt_pobedy (prospekt_pobedy) wrote,
prospekt_pobedy
prospekt_pobedy

Category:

Если б не было войны: Британский ответ "дугласам" и "юнкерсам"


Заметка в журнале "Техника Молодежи", №10 за 1939 год.

Однозначно несправедливо то, что история развития гражданской авиации в Межвоенный период ассоциируется в восприятии широких народных масс любителей авиационной техники практически исключительно с разработками авиаконструкторов фирм из Соединенных Штатов Америки (в первую очередь - Douglas, Boeing, Lockheed, Martin). Да, «историю пишут победители», но правда в том, что в 1920-40х годах американские производители сталкивались с конкуренцией множества европейских фирм, работавших, как правило, при государственной поддержке.

Вообще, было бы странно, если бы этого не происходило. Именно Европа длительное время была местом, где создавались самые передовые образцы авиационной техники и, кроме того, важным фактором было то, что задачи, стоявшие перед местными авиаперевозчиками разнились от страны к стране и требовали создания специализированной техники.



Bloch MB.220
Хороший пример европейского ответа на американские "Дугласы", "Локхиды" и "Боинги". Прототип самолета взлетел 11 июня 1936 года, спустя 2 года Air France начал активно эксплутировать самолеты будущей марки Dasso на европейских линиях. Всего было построено 17 машин, на одной из которых французский премьер Даладье летал в Мюнхен, где подписал пресловутый пакт. "Блок" был одним из двух серийных французских авиалайнеров второго поколения. Вторым был Dewoitine D.338 (построено 30 штук) - тримотор, разработанный для осуществления пассажирских и почтовых перевозок большой дальности. Так, самолеты этой марки летали на линии Париж-Сайгон. Но о французской гражданской авиации речь пойдет в отдельной статье.

Важнейшей задачей, стоявшей перед гражданской авиацией Великобритании была организация регулярных почтово-пассажирских перевозок на линиях, соединяющих Лондон с крупнейшими городами самых удаленных земель Империи. Еще в конце 1920-х была разработана Британская Транспортная Система - проект сети пассажирских перевозок, связывавших Лондон с Монреалем, Кейптауном и Мельбурном (через Индию), которые планировалось осуществлять с помощью 6 громадных дирижаблей, два из которых были построены в то время. Однако, катастрофа одного из них - R101 и начавшийся мировой экономический кризис поставили крест на амбициозной, но вполне реализуемой программе.

Другими задачами были организация местных авиалиний внутри страны (а также в колониях) и "демонстрация флага" на европейских маршрутах, в первую очередь - самой напряженной авиалинии того времени Кройдон - Ле Бурже.

В конце тридцатых тема никуда не делась, но подходящей техники в стране практически не было. Да и вообще - в то время в Великобритании была абсолютно ненормальная ситуация с гражданским авиапромом - в мировом масштабе страна лидировала, либо на равных конкурировала в разработке и производстве тяжелых бомбардировщиков, летающих лодок, истребителей, легких бомбардировщиков и военно-транспортной авиации, а вот разработка и, главное, производство пассажирских авиалайнеров самолетов практически прекратилось. Дно было достигнуто когда премьер-министр Соединенного Королевства Нэвилл Чемберлен прилетел в "Каноссу" - Мюнхен на лайнере американского производства Lockheed Electra, тогда как Гитлер, Муссолини и Даладье на машинах их национальных марок..


De Havilland DH.91 Albatros
Проектировался в качестве почтового лайнера для дальних, в первую очередь, трансатлантических маршрутов. Слабенькие моторы можностью менее 500 л.с., деревянный корпус и маленькая дальность позволила его эксплуатировать только на внутриевропейских маршрутах. Да и то, недолго. Но самолет красивый, этого у него не отнять. Если присмотреться, то вполне заметны черы знаменитой "Кометы".

Руководство британской авиации (все разработки в отрасли должны были оформляться спецификациями Министерства Авиации, что позволяло получать госфинансирование работ), осознав масштаб проблемы заказала два проекта, по которым в 1936-38 годах были спроектированы и построены первые современные дальнемагистральные авиалайнеры Великобритании - De Havilland DH.91 Albatross и Armstrong Whitworth A.W.28 Ensign. Это были четырехмоторные авиалайнеры с довольно приличной по тем временам вместимостью (22 и 40 пассажиров соответственно), однако, в отличии от "французов" они не успели и не смогли составить конкуренцию немецким, американским и итальянским авиалайнерам того времени. Иногда вообще возникает ощущение, что "альбатросы" и "энсайны" были всего лишь примерами карго-культа - а давайте, типа сделаем самолеты как те, что делают другие страны, пусть все думают, что мы такие же (впрочем, технология изготовления корпуса DH.91 была использована в знаменитом легком бомбардировщике "москито"), . "Альбатросы" хотя бы эксплуатировали на маршрутах, соединявших Лондон и крупнейшие города Западной Европы (с максимальной дальностью в 1500 км больше они ни на что пригодными не были) - в Париж они совершали по несколько рейсов в день, а "Энсайны" произошел вообще эпикфейл: посланные в середине декабря 1938 года с грузов рождественской почты из Лондона в Австралию три первых серийных экземпляра (всего было построено 14 машин) тупо туда просто не долетели из за проблем с двигателями. Начало эксплуатации остальных 5 построенных машин отложили пока не устранили неполадки - поставили более мощные моторы Armstrong Siddeley Tiger IXC. Оставшиеся шесть были построены сразу с американскими моторами Write,


Armstrong Whitworth A.W.28 Ensign
Самый вместительный предвоенный авиалайнер второго поколения в мире. Брал на борт 40 пассажиров и представлял собой достойного преемника всей линейки пассажирских авиалайнеров фирмы, бывшей с начала 1920-х годов законодателем мод в создании авиалайнеров для дальних авиаперевозок. Однако, прежде чем самолет смог выйти на регулярные маршруты, конструкторам фирмы пришлось внести существенные изменения в уже построенные 8 самолетов (всего построили 14), а тут и война началась. Кстати, немцам удалось захватить один "Энсайн" в Париже и, по апокрифам, они поставили на него двигатели "Даймлер-Бенц".

Большой проблемой, помимо моторов  была обшивка - фанерная у "Альбатросса" и матерчатая у "Энсайна" (в конце тридцатых многие авиаконструкторы в мире внезапно увлеклись полотном, но до того, чтобы использовать его в качестве абсолютно неработающей обшивки фюзеляжей громадных авиалайнеров додумались только англичане) и отсутствие герметичности, что не позволяло им летать на высотах, где не было угрозы турбулентности. По большому счету - английские предвоенные авиалайнеры были шокирующими демонстраторами архаики и склонности к компромиссам и излишне "простым решениям". Особо ярко это оттенялось достижениями авиапромов стран-конкурентов, в первую очередь, естественно, американского.

Понимание возникших проблем заставило чиновников Министерство Авиации еще до начала серьезной эксплуатации упомянутых выше самолетов составить спецификации на пассажирские авиалайнеры следующего поколения - 14/38 для дальнемагистрального авиалайнера и 15/38 для среднемагистрального. Английские чиновники, наконец осознавшие всю позорность ситуации, решили не тянуть кота за яйца и потребовали создать максимально современные и конкурентоспособные самолеты с реально большой дальностью полета, высокой скоростью, цельнометаллические, с герметичными кабинами и трехопорным шасси.



Short S.32
Примерно так должен был выглядеть этот самолет, но работы по нему велись ни шатко ни валко в силу загруженности и КБ компании и производственных мощностей к подготовке к производству первого скоростного четырехмоторного британского бомбардировщика Short Stirling.

Конкурс по спецификации 14/38 выиграла компания Short с проектом S.32 - самолета вместимостью всего 16 человек, который должен был иметь дальность 5500 километров и скорость около 400 км/ч. Маленькая пассажировместимость объяснялась высокой стоимостью дальних авиаперевозки в то время. Даже после войны на рейсах в Австралию, Новую Зеландию и Аргентину еще несколько лет эксплуатировавшиеся всего лишь 9-местные Avro Lancastrian не всегда полностью заполнялись! По спецификации 15/38 победу одержала компания Fairey. Её авиалайнер FC-1 должен был перевозить 26 пассажиров со скоростью 440 км/ч на дальность свыше 2700 км.

В общем, хорошо видно, что ожидавшиеся новинки были на голову выше "Альбатроса" и "Энсайна", и, будучи созданными, реально конкурировали бы с теми же DC-4 и, отчасти, с Constellation.


Fairey FC-1
Деревянный полноразмерный макет самолета, построенный осенью 1938 года.

По подписанным контрактам "Шорт" должен был построить три опытных самолета, а "Фейри" - 2 опытных и 12 серийных. И если работы на "Шорте" велись не шатко не валко, то владелец "Фейри" сэр Ричард Фейри начал работы по FC-1 в инициативном порядке - еще до получения финансирования из бюджета королевства, потратив на подготовку свой миллиона фунтов стерлингов собственный средств, что составляет примерно 60-65 миллионов долларов по сегодняшнему курсу. Уже к концу 1938 года на заводе компании построили полноразмерный деревянный макет самолета, но 17 октября 1939 года все работы были прекращены из за начавшейся войны.После войны Ричард Фейри предлагал возобновить работы над самолетом, но интереса к FC-1 уже не было. Во первых, Avro во время войны на основе самого массового британского тяжелого бомбардировщка Avro Lancaster разработало и построило три пассажирских авиалайнера различного назначения - York, Lancastrian и Tudor, во вторых КБ крупнейших авиастроителей Британии вели работы над самолетами по спецификациям Комитета Барбазона.


Обложка октябрьского 1938 года номера журнала Flight

Интересный факт: в начале 1941 года военного министра сэра Арчибальда Синклера в Палате Общин спросили о возможности наладить воздушное сообщение между Великобританией и Сингапуром (война с Японией еще не началась) и он ответил, что если бы не война, то до конца 1941 года, максимум в начале 1942 на этом маршруте работали бы все 14 авиалайнеров "Фейри". Это довольно интересное заявление, говорящее о том, что именно FC-1 на перспективу мог бы стать основным авиалайнером Британии, который бы эксплуатировался бы и на дальних, "имперских" маршрутах и в Европе, тогда как S.32 предназначался для "демонстрации флага" в трансатлантических полетах.

Это логично, так как на маршрутах Лондон-Окленд и Лондон-Кейптаун имелись развитые сети авиационной инфраструктуры и дальность полета самолета не являлась столь критичным параметром, как при перелетах через Атлантику. В принципе, S.32 мог был совершать беспосадочные перелеты (неясно, впрочем, с какой загрузкой) по маршруту Лондон-Монреаль, тогда как FC-1 даже с промежуточными посадками в Исландии и на Ньюфаундленде это было бы затруднительно.

..............................................................

Москвичи и жители ближнего Подмосковья могут заказать балкон под ключ цена с установкой по ценам от 40 тысяч рублей, а также внутреннюю отделку балкона (от 25 тыс. руб) и комплексное утепление балкона (от 10 тыс. руб). Работы выполняют специалисты с 10+ летним опытом, срок выполнения работ не более 3 дней, гарантия на работу - 5 лет.
Tags: авиация, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments