prospekt_pobedy (prospekt_pobedy) wrote,
prospekt_pobedy
prospekt_pobedy

Categories:

Начало великого дрейфа станции "Северный Полюс"


Станция "Северный Полюс" в последний день экспедиции - 19 февраля 1938 года

21 мая 1937 года на громадную льдину размерами 2 на 3 километра,толщина льда которой составляла 3 метра, находящуюся  в 20 километрах от Северного Полюса приземлились 5 многомоторных самолетов, разработанные в КБ Андрея Николаевича Туполева - 4 специально разработанных для этой экспедиции ТБ-3-4М-34Р "Авиаарктика" (визуально они от серийных боевых тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 с моторами АМ-34, выпускавшимися на авиазаводе №22 в подмосковных (тогда) Филях, отличались закрытой пилотской кабиной, ну и, что естественно, отсутствием бортового вооружения) и один двухмоторный "воздушный крейсер" Р-6, также разработки Туполева, переделанный после списания из ВВС в гражданский ПС-7.


АНТ-6А "Авиарктика"

Эта пятерка, пилотируемая "сборной звезд" авиации Главсевморпути (в ее состав входили Герои Советского Союза Михаил Водопьянов - командир отряда и Василий Молоков, кавалер ордена Ленина Анатолий Алексеев, а также Илья Мазурук и пилот ПС-7 Павел Головин, 5 мая 1937 года ставший первым советским пилотом, проведшим свой самолет над Северным Полюсом) доставила на природный аэродром, случайно открытый за 9 дней до того экипажем самолета погодной разведки Р-5, в состав который входили пилот Леонард Крузе и главный синоптик экспедиции Борис Дзердеевский, участников "Дрейфующей экспедиции Главсевморпути", вошедшей в историю как экспедиция дрейфующей станции "Северный Полюс", во главе с кавалером ордена Ленина академиком Отто Шмидтом. Целью экспедиции было создание первой в истории дрейфующей полярной станции, получившей название "Северный Полюс". В состав экипажа станции вошли метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Пётр Петрович Ширшов, также исполнявший функции врача. Командовать (или следить) этой подозрительной тройкой представителей научной интеллигенции (Ширшов даже членом ВКП(б) не был !) был поставлен герой Гражданской войны 43-летний Дмитрий Папанин, тогда известный своей диверсионно-подрывной деятельностью в тылу Врангелевских войск, а сейчас больше руководством кровавыми репрессиями в "освобожденном" Крыму. Пятым членом экспедиции был пес по кличке Веселый, впоследствии нанесший непоправимый урон продовольственному складу экспедиции и доживавший свои годы на одной из дач Сталина.



В течении 16 дней проходило обустройство лагеря и 6 июня авиаотряд вернулся на остров Рудольфа, оставив четырех полярников и собаку в начале их путешествия по полярным морям. Через 12 дней над лагерем экспедиции пролетел АНТ-25, пилотируемый Валерием Чкаловым. Спустя 9 месяцев, когда площадь льдины сократилась в 100 раз, вся пятерка была снята с нее ледоколами "Таймыр" (тем самым, наряду с "Вайгачом", первым российским ледоколом, прошедшим по Северному Морскому Пути еще в 1915 году) и "Мурман" у восточного побережья острова Гренландия.



Для советских людей того времени эпопея "папанинцев" имела куда большее значение, чем 35-40 лет спустя первые космические экспедиции на орбитальных станциях "Салют". Люди тянулись ко всему, что могло хоть как то разукрасить тяжелые безрадостные будни и убедить, что то ради чего они жили, имело какой то высший смысл. Также чисто технически невозможно как то преуменьшить и умолить подвиг Папанина, Кренкеля, Ширшова и Федорова. Космонавты, столкнись они с неразрешимыми проблемами, могли в течении нескольких часов оказаться на Земле (как произошло с Волыновым и Жолобовым во время экспедиции на станцию "Салют-5"), а в 1937-38 годах даже сама спасательная экспедиция была смертельно опасной для участников. Достаточно вспомнить, что во время спасения папанинцев катастрофу, во время которой погибло 13 аэронавтов, потерпел флагман советского воздухоплавательного флота, дирижабль СССР-В6 "Осовиахим".



В детстве я застал еще эпоху героизации полярников 1930х, в честь одного из которых назван мой блог, сейчас о них, наверное, помнят только специалисты и люди моего возраста.

Что интересно, в 1987 году, когда отмечалось 50-летие экспедиции, возникла тема первопокорения советскими людьми Северного Полюса. Смотрите - американца Роберта Пири, официально первого человека, достигшего вершины планеты в 1909 году, ровно как и его соотечественника Фредерика Кука, который, якобы сделал тоже самое и тогда же, и при жизни и впоследствии подозревали в фальсификации своих достижений, Бёрд же на самолете (если это тоже не фальсификация) и участники экспедиции на дирижабле "Норвегия" достигли Северного Полюса, но на него не высаживались. И вот, дескать, наши там были первыми. Однако, известно, что льдина, на которую приземлились шесть советских самолетов (сначала Р-5 Крузе, затем Р-6 Головина, а затем 4 ТБ-3 и снова Головин) находилась не на самом полюсе, а в 20 километрах от него. Кстати, следующие три советские дрейфующие станции "Северный Полюс" также начинали дрейф не с полюса.
Tags: авиация, день в истории, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments