prospekt_pobedy (prospekt_pobedy) wrote,
prospekt_pobedy
prospekt_pobedy

Categories:

Барбара Такман, "Гордая Башня. Портрет Мира перед войной, 1890-1914"

В 1962 году в нью-йоркском издательстве The MacMillan Company была издана книга 50-летней историка и военного-журналиста Барбары Такман (Barbara Tuchman) "Пушки Августа" (в первом советском издании "Августовские Пушки", более поздние российские издания выходили под названием "Августовские Пушки. Первый Блицкриг". В общем, как говорила моя бывшая жена про небезысвестного Гоблина - "когда сами сделать не могут, только и остается, что испоганить"), посвященная втягиванию западноевропейских стран в мировой конфликт, тогда называвшийся Великой Войной, а сейчас известный как Первая мировая война и ее самом начале. События книги, начинаясь с рассказа о похоронах короля Великобритании Эдуарда VII и заканчивались вечером 4 сентября 1914 года, за несколько часов до начала Битвы на Марне. Из сражений августа-сентября 1914 года на фронтах начавшейся войны в книге описаны только Приграничное Сражение в Бельгии и Северной Франции, а также бои в Восточной Пруссии. Справедливости ради надо сказать, что Такман правильно указала ключевые для последующего ходы событий войны события.

Из под пера Барбары Такман уже выходили книги, посвященные отдельным аспектам истории Первой Мировой - в 1956 году была издана книга "Библия и Мечь", посвященная истории Палестины от древнейших времен до Первой Мировой войны и последующей британской колонизации, а два года спустя была издана, наделавшая немало шума книга "Телеграмма Циммермана" о попытках Германии втянуть Мексику в войну с США в начале 1917 года. В американской историографии этот эпизод считается одним из важнейших поводов к тому, что Вудро Вильсон объявил войну Кайзеру, однако, до издания данной книги, история с телеграммой находилась более в круге интересов профессиональных историков и среди широких народных масс особой известности не имела.

Книга "Пушки Августа" моментально стала бестселлером и, на следующий год, автор "Пушек Августа" получила Пулитцеровскую Премию в номинации "За нехудожественную литературу" (Pulitzer Prize for General Nonfiction). Успех этот был обусловлен в последнюю очередь тем, что в книге Такман были приведены ранее неизвестные сенсационные факты, выдвигались бы какие либо невероятные исторические гипотезы или там было бы что либо еще, что могло бы возбудить фантазию читателей. На самом деле, ничего подобного там и не было. Вместо всего этого в книге Такман давалась связная живая история того, как мир (вернее, его часть) докатился до самой страшной войны в истории человечества. История эта была написана на языке обычных людей - не дипломатов, не военных, не политиков, в ней не было длиннотных цитат и "Пушки Августа" - это очень объективная книга, свободная от субъективных оценок событий их деятельными участниками . Конечно, они иногда даются, но, в основном, в ироническом ключе. Например, упоминается, что премьер-министр Франции Жорж Клемансо называл Теодора Рузвельта "молодым человеком", но, повторюсь, даются они без рефлексии. Что удивительно, сама Такман ни словом не обмолвилась в книге, что тоже, несмотря на то, что ей было всего 2, стала участником одного из судьбоносных событий начала войны.




Первое издание "Пушек Августа", 1962 год
На ebay такая книга с доставкой в зависимости от состояния стоит 4-6 тысяч рублей.

Тут важно понять одну вещь. В 1950-х в Европе и США уже не было фигур и событий умолчания в истории Первой Мировой войны. Были открыты все архивы, опубликовано море мемуаров, изданы многочисленные монографии, буквально по секундам излагавшие события на фронтах военного катаклизма. Даже в СССР, где Первую Мировую войну вспоминали как чуждое истории Советского Государства событие еще в 1920-30-х годах были изданы такие канонические издания, как "Первая Мировая война" Зайончковского и "Париж, 1914. Темпы операций" Галактионова. Зайончковский на страницах своей книги более или менее подробно и честно излагал всю историю войны от и до по всем ТВД и фронтам, Галактионов же выдал на гора едва ли не посекундный таймлайн Битвы на Марне. Безусловно, крайне интересный для военных специалистов, но это была не та книга, которую будешь читать в автобусе, чтобы понять - как оно всё было. В 1930-е хорошее историческое исследование истории ПМВ на Восточной и Кавказском фронтах в Париже опубликовал Керсневский как часть своего исследования истории Российской Армии.

Но весь этот массив книг и документов никак не помогал непрофессионалам, не имеющим времени и технических возможностей для ведения самостоятельных исследований или аналитической работы с использованием множества источников, которым все еще, спустя полвека, было крайне интересно - как же мир дошел до жизни (и смерти) такой ? Существовал общественный запрос на популярную, но не слишком легковесную книгу о Первой Мировой войне, которую можно было бы читать, в том числе и по пути на работу, но которая давала бы максимально объективную картину даннного исторического периода.

И тут появилась книга Такман. "И треснул мир на пополам" (с). Конечно, можно сказать, что "Пушкам Августа" крайне помог мегапиар от самого президента США Джона Кеннеди, не раставашегося с ней все дни Карибского кризиса, зачитывая окружению цитату за цитатой, чтобы проиллюстрировать весь ужас от того, как мир может сползти в глобальный военный конфликт только в результате ложных и ошибочных оценок событий политиками. Однако, я в запой прочитал эту книгу еще тогда, когда ни про какие советские ракеты на Кубе и я слыхом не слыхивал.

Тема Карибского кризиса не была какой то уж совсем запретной в Брежневском СССР, эпизодически этот термин употреблялся если речь заходила о нашей вечной дружбе с Кубой Фиделя Кастро, но и не педалировался, как это происходит сейчас. Американцы, что интересно, тоже особенно эту историю не раскручивали. Первый блокбастер о тех событиях, череда которых чуть не закончилась Термоядерной Войной, в Голливуде был снят только в 2000 году ("Тринадцать дней", в главных ролях Кевин Костнер и Брюс Гринвуд).

ушки Августа" вызвали рост интереса к эпохе Первой Мировой войны и предшествовавшим ею годам. Важный момент - в 1962 году со времен окоанчания войны прошло всего 44 года и в США (а также в других странах-участниках войны) были живы еще сотни тысяч, а то и миллионы ее участников. Это привело к возникновению эффекта "большое видется на расстоянии", когда людям, в молодости пережившим некие судьбоносные события в истории своих стран, и достигшим преклонных лет, наконец, становится возможным разобраться - что же там на самом деле было в мире в те годы, когда ты смотрел на всё это, говоря словами Льва Гумилева, из норки, не имея возможности составить для себя полную картину происходящего. Вспомните, какой интерес вызвала книга Резуна "Ледокол", а ведь она тоже была издана примерно через столько же лет после окончания Второй Мировой, как и книга Такман после окочания Первой. Еще больший интерес "Пушки Августа" вызвали у более молодого поколения, выросшего (КАК И САМАИ ТАКМАН !) на рассказах о войне от своих отцовв и дедов и которым также хотелось увидеть полную картину.

Очень важный момент - своей книгой Такман создала новый стиль популярной исторической литературы - книгу, одинаково достоверную и почти избыточно заполненную историческими фактами, ориентированную при этом на широкие народные массы читателей, а не на профессиональных историков, ревностно следящих за тщательным соблюдением формата научной работы, но, одновременно, практически лишенную навязывания субъективного отношения автора к описываемым событиям и времени.

Когда основная масса читателей в США проглотила "Пушки", они, читатели,начали требовать от автора подробностей того, а что вообще за мир тогда был, как формировалась та реальность, которая завершилась 28 июля 1914 года, когда Австро-Венгрия объявила войну Сербии и 1 августа, когда тоже сделала Германия по отношению к России, одновременно начав без объявления войны наступление на Западе.


"Гордая Башня", издание 1966 года

Живи Такман в современой России, она был все оставшиеся годы своей жизни штамповала бы компилляции не тему и не плохо с того бы жила, но она была профессионалом, а не ремесленницей-баблорубкой, поэтому в ответ на многочисленные просьбы читателей решила написать книгу, в которой были бы отражены отделные события, наиболее ярко, по мнению автора, характеризующие эпоху сползания к войне. Так в 1966 году появилась "Гордая Башня. Портрет Мира перед Войной, 1890-1914". "Гордая Башня" - это из стихотворения классика американской поэзии Эдгара Алана По "Город в Море", две строчки из котого были взяты в качестве эпиграфа к книге:

While from a proud tower in the town
Death looks gigantically down.


В США "Гордая Башня" многократно переиздавалась и до сих пор считается примером очень точного отражения эпохи. В России ее издали только в 2016 под названием "Европа перед Катастрофой. 1890-1914", как всегда забив на букву и дух оригинального названия книги. Ладно, в России очень мало кто знает кто такой Эдгар По, но зачем заменять "мир" на "европу" непонятно.

В общем, у меня в планах выложить в этом блоге весь текст книги, щедро снабдив его иллюстрациями, которых в российском издании просто нет. Некотрые мои френды тут уже занимаются подобным делом с другими книгами, а некоторые просто подробно пересказывают историческую литературу. Но я считаю, что это нечестно - выдавать чужие работы за свое творчество.

Пусть лучше будут интересные книги с картинками, у которых (книг) не будут украдены авторы.
Tags: история, литература
Subscribe

Posts from This Journal “литература” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments